Город

Новый музейный
интерфейс

Проект «Туркультур» — одна из самых необычных возможностей посмотреть на Москву. Во-первых, делать это можно, перемещаясь по городу на самокате. Во-вторых, это технологическое новшество: новоявленные туристы скачивают один из десяти маршрутов на свои смартфоны и получают своеобразный гид в актуальном формате. В-третьих, отправной точкой стал выставочный зал Манеж. Куратор проекта Александр Усков-Келл прокатился с нашими корреспондентами по одному маршруту и рассказал, зачем все это придумано и как работает на практике
Фото: Марк Боярский
Город

Новый музейный
интерфейс

Проект «Туркультур» — одна из самых необычных возможностей посмотреть на Москву. Во-первых, делать это можно, перемещаясь по городу на самокате. Во-вторых, это технологическое новшество: новоявленные туристы скачивают один из десяти маршрутов на свои смартфоны и получают своеобразный гид в актуальном формате. В-третьих, отправной точкой стал выставочный зал Манеж. Куратор проекта Александр Усков-Келл прокатился с нашими корреспондентами по одному маршруту и рассказал, зачем все это придумано и как работает на практике
Фото: Марк Боярский

Придумал я этот проект просто: мои дети любят самокаты, а я работаю директором по развитию Манежа. В какой-то культурный уикенд нашей семьи мы поняли, что на самокатах в центре Москвы гораздо удобнее, чем пешком или на велосипеде. Наш проект — это такая прививка колесной толерантности, которая проходит гораздо более безболезненно, чем велосипедная. Ведь велосипедисту на тротуаре гораздо более неудобно, чем самокатчику. Сначала мы тестировали проект сольным способом, то есть он существовал отдельно от экспозиции, мы хотели посмотреть, будут ли приходить люди только из-за самокатов. Это длилось всего неделю — и оказалось, что просто прокатиться на самокате приходит столько же людей, сколько приходит в этот сезон на большую выставку. Самостоятельный магнетизм у проекта существует. Но потом мы сделали его в тандеме с выставками: чтобы покататься, надо показать билет. Это все-таки не самостоятельная история, не развлечение ради развлечения, это просто новый музейный интерфейс — такое дополнение к тому, что есть в московских музеях. Хотя в этом присутствует элемент и фитнеса, и разгрузки транспортной инфраструктуры.

Сначала было тревожно, потому что все помнят негативный опыт общественной аренды коньков в парке Горького, которые все украли, и красных велосипедов, тут же появившихся на Avito.ru. Журналисты, которые приходили тестировать проект, сказали, что вопросов по поводу того, удобно ли ездить на этих самокатах по городу, нет, но единственный недостаток в том, что у нас украдут все в первую неделю. Но до сих пор ни одного самоката у нас не украли. Люди оставляют в залог всего 2000 рублей, но при этом они показывают паспорт, ведется видеонаблюдение. После этого у человека не возникает желания своровать самокат. Сейчас их 100 штук, есть еще небольшой резерв, который пока не пригодился.

Наш проект — для всех. Если посмотреть на аудиторию, которая в солнечный день пользуется самокатами, то это как бабушка с внучком, так и хипстер с подругой или, например, пожилой любитель московской культуры. А иногда приезжают целыми компаниями и семьями.

Иногда мы проводим групповые экскурсии: на День города, например, собирали группы 30 человек с экскурсоводом, который останавливался на точках маршрута, рассказывал о достопримечательности, которую видел, и ехал дальше. Даже при большом скоплении народа 30 самокатчиков на Тверской никому не мешали — наоборот, люди вокруг улыбались.

Достопримечательности для списка выбирал, конечно, не я сам: к проекту подключилась целая компания людей, которые занимались дизайном, подбором модели конкретного самоката, тестированием маршрутов. В Москве музеи не только внутри зданий, но и просто на улице. Достопримечательностей много, поэтому некоторые мы отсеяли и оставили только те, которые являются не вполне обычными, и в то же время те, которые можно хорошо описать (описания наносятся на карточку маршрута, что человек берет с собой). Есть музеи — партнеры проекта, музеи, куда можно приехать на самокате, — сейчас их 20 с лишним. А есть то, что находится между этими точками, между Манежем и Музеем архитектуры имени Щусева, например, — это достопримечательности, то, что позволяет человеку провести путь от Манежа до музея-партнера с культурной пользой: например, памятник Чайковскому, у которого вечно крадут дирижерскую палочку.

Среди партнеров не только музеи-гиганты вроде Музея изобразительных искусств им. Пушкина или Исторического музея, но и такие, как галерея «На Солянке», Музей Глинки, Музей Толстого, куда никто не ходит, но где потрясающая экспозиция, фонд культуры «Екатерина», все площадки Василия Церетели. Когда мы поняли, что этот проект работает и в него просятся не только культурные, но и околокультурные институции, мы решили, что обязательно нужно делать проект чем-то, что могло бы объединить все места досуга — не только музеи, но и парки, рестораны, клубы, гостиницы.

Александровский сад

Тут течет река Неглинная — это было неизвестно даже мне, что говорит о том, что это неизвестно еще многим. Неглинка — река, которую, чтобы построить в городе дороги, архитектурные сооружения и так далее, спрятали под землю. Остался небольшой кусочек, который течет сразу за Александровским садом, — как раз его и обыграл Зураб Церетели, построив тут побасенную маленькую эстакаду. Мы, кстати, в программе прогулок оперируем не только достоверными фактами, но и легендами. Например, гостиница «Москва» имеет асимметричный фасад — такое ощущение, что это ошибка архитектора. По легенде, Сталину принесли на подпись фасадный план, разделенный пополам: слева — один вариант решения фасада, а справа — другой. Сталин не разобрался и поставил подпись посередине. Архитекторы переспрашивать побоялись и сделали гостиницу с асимметричным фасадом, что совершенно противоречит всем архитектурным канонам. Про недавнюю реставрацию не рассказываем — мы не про политическую конъюнктуру.

Кремлевская стена

Кроме карточек информация о достопримечательностях есть в приложении Bee IN, которое сделано компанией «Билайн» вместе с Манежем. Кое-что там есть и про Кремлевскую стену: например, написано, какую она имеет длину, — а она какая-то нечеловеческая, несколько километров. Еще про то, что ее знаменитый красный цвет имеет мало общего с тем, каким цветом она была покрашена большую часть своей истории, — Москва-то была белокаменная. На английском языке пока ничего нет, в будущем, конечно, все будет переведено — может быть, даже на китайский.

Музей архитектуры им. Щусева

У Музея архитектуры несколько входов. И чтобы человек не запутался, на каждой входной двери есть наклейка с самокатом и словом «Туркультур». Мне музей очень нравится, это то, что должно существовать в Москве, пока существует сам город. Это музей, который находится в самом центре Москвы, но при этом продолжается на весь исторически значимый центр. Поскольку музей проводит политику по созданию музейного кластера, он откликнулся на наше предложение одним из первых.

С самокатами в музеях была отдельная эпопея: первую неделю я провел, катаясь со своими помощниками по музеям и проверяя музейных бабушек, разрешают ли они оставлять самокаты, а также есть ли наклейки на фасаде, есть ли сложности с охранниками. А они часто были, приходилось снова и снова звонить в музей и напоминать: «Друзья, вы же в проекте, объясните охраннику, что человек с самокатом — теперь друг, а не враг». И все заработало. Москва на самом деле удобна для самокатчика: узкие тротуары — нормально, собянинская плитка — нормально, дождь — тоже не страшен, самокат не брызгает на тебя из лужи, потому что есть крылья. Хотя есть сложные фрагменты маршрута: например, на Китай-городе по «гейскому» садику к памятнику Кириллу и Мефодию. На одной прогулке у нас было много бабушек, и я за них волновался. В итоге одна женщина не смогла затормозить, ей пришлось спрыгнуть на скорости: она отбросила самокат в одну сторону и начала бежать в другую — это было зрелищно. Я чуть не поседел.

Самого сложного маршрута нет, это очень индивидуально. Если говорить про физкультуру, то самый сложный — это самый длинный, рассчитанный на два часа. Он подходит тем, кто приехал в Москву на день и хочет узнать о ней побольше. А для меня самый сложный маршрут — обзорный, по набережной вдоль Кремля, потому что там очень много плитки, нет никаких поворотов, все эти виды я давно уже видел и мне не очень интересно долго двигаться по прямой. Но для родителей с ребенком этот маршрут может оказаться самым удобным. Есть замечательный маршрут в Пушкинский музей, где ты едешь в горку и приезжаешь в музей запыхавшись, зато потом возвращаешься в Манеж с ветерком.

Военторг

Пожалуй, самая печальная архитектурная драма XXI века в столице — разрушение одного из самых красивых зданий Москвы, которое было построено еще в XIX веке в стиле модерн. Прошлый Военторг был полностью уничтожен, остались только небольшие фрагменты — маленькие барельефы со статуями русских витязей, которые не смогли защитить строение от архитектурных репрессий и облицовки дешевым гранитом. А дополнительная ирония в том, что современное здание стоит прямо напротив Музея архитектуры.

Московский университет на Моховой

Моховой улица зовется не просто так — каждая улица в Москве имеет свою интересную историю. Например, Газетный переулок назван так, потому что там издавали газеты, а Моховая — потому что сюда привозили мох и продавали его для строительных работ. Раньше его клали между бревнами — это был тот же бизнес, что сейчас продавать строительные смеси.

Станьте ближе к миру искусства вместе с «Билайн»Скачайте бесплатное приложение Bee IN, благодаря которому вы всегда будете в курсе самых важных культурных событий.

Больше в категории Город:
Показать больше