Арт

Гениальная свобода

Главная столичная выставка конца года — «Свобода не гениальность» в Мультимедиа-арт-музее. Предметы из личной коллекции одного из самых провокационных (и уж точно — самого богатого) художника современности — британца Дэмиена Херста. Арт-критик журнала «Афиша» Мария Семендяева — о своих впечатлениях о выставке.
Автор: Мария Семендяева
Арт

Гениальная свобода

Главная столичная выставка конца года — «Свобода не гениальность» в Мультимедиа-арт-музее. Предметы из личной коллекции одного из самых провокационных (и уж точно — самого богатого) художника современности — британца Дэмиена Херста. Арт-критик журнала «Афиша» Мария Семендяева — о своих впечатлениях о выставке.
Автор: Мария Семендяева

На первом этаже Мультимедиа-арт-музея необычайно людно: уже на второй день работы выставки «Свобода не гениальность» ее буквально осаждают посетители. В основном здесь парочки: мама с дочкой, муж с женой, девушки-подружки, девушки с бойфрендами. Выставка Дэмиена Херста в Москве ничуть не менее популярна, чем вечерний сеанс в кинотеатре, и по зрелищности, пожалуй, ее действительно можно сравнить с голливудским блокбастером.

На первом этаже зрителей встречают круглые работы самого Херста — это его знаменитые spin pictures, выполненные с помощью распрыскивания краски на вращающийся круглый холст. Поднимаясь на второй этаж, зрители начинают знакомство с художественной коллекцией Херста, которую он начал собирать, когда еще учился в Голдсмитском колледже со своими соратниками по движению «Молодые британские художники».

Главный экспонат на этом этаже — три баскетбольных мяча в аквариуме. Это произведение Джеффа Кунса 1985 года, его классическая работа, которая успела украсить уже не один каталог по современному искусству. С этим экспонатом фотографируются по очереди несколько девушек, особенно эффектно получается, если встать к аквариуму так, чтобы на заднем плане виднелась работа Ричарда Принса «Hurricane Nurse». «Медсестры» Ричарда Принса — это целая серия, основанная на популярном в массовой культуре образе соблазнительной и одновременно загадочной и опасной сотрудницы медучреждения.

Закончив с подготовительной частью, можно переходить к самому увлекательному залу, в котором Дэмиен Херст раскрывает перед зрителями свою любовь к таксидермии. Всем известно, что Херст прославился благодаря огромной акуле, помещенной в формалин. Потом была гниющая в стеклянном футляре голова коровы, коллекция мертвых овечек и другие инфернальные произведения. Через некоторое время он развил тему смерти в своем творчестве и довел ее до логического завершения — платинового черепа, украшенного бриллиантами.

На выставке в МАММ понемногу раскрываются истоки этого интереса к препарированию и мумификации. По стенам любовно расставлены чучела животных — в том числе, например, чучело кошки с приделанными к нему пучками человеческих волос. Здесь стоит даже целый шкаф, наполненный чучелами разных мелких животных, а рядом, как бы подчеркивая идею бессмысленности жизни, стоят знаменитые скульптуры Джеффа Кунса, изображающие надувные игрушки. В этом зале стоит не слишком приятный запах, напоминающий о старых краеведческих музеях, но публика, кажется, тем более старается здесь задержаться, потому что чучела животных — это едва ли не самое простое и понятное, что есть на этой выставке.

На верхнем этаже нет ничего от чучельного балагана. Здесь выставляются картины Фрэнсиса Бэкона, одного из самых надрывных и мрачных британских художников послевоенного времени. Бэкона Херст считает своим учителем. В аннотациях к картинам можно прочесть, что некоторые из этих работ украшали его спальню, и это напоминает нам о том, что Херст — не только успешный художник, но и очень состоятельный человек, потому что 12 ноября этого года картина Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» 1969 года была продана за сумму в $142,4 млн и стала самым дорогим живописным произведением в мире. Немногие посетители об этом догадываются, но если на нижних этажах еще можно услышать язвительные комментарии относительно ценности выставленных в ряд на полке черепов, то здесь разговаривают приглушенным тоном, видимо, работы Фрэнсиса Бэкона способны внушать пиетет одним своим видом. Чего нельзя сказать о работах самого Дэмиена Херста, которые мы снова видим, спустившись на первый этаж и стоя в очереди за пальто. Возможно, отойдя от художественных дел, он станет совсем образцово-показательным коллекционером.

Больше в категории Арт:
Показать больше