Город

Мода на еду

Идея фестиваля самодеятельной еды принадлежит финнам — первый ресторанный день прошел в Хельсинки в мае 2011 года: тогда в городе на один день открылось сразу сорок поп-ап-ресторанов, в которых готовили еду обычные горожане. Теперь ресторанный день проводится регулярно раз в три месяца, и не только в Хельсинки. Ближайший — московский — состоится 16 ноября. Как и любой праздник уличной еды, это отличный шанс познакомиться ближе с главными гастрономическими тенденциями города, которые, равно как и архитектура или стиль в одежде, определяют лицо любого мегаполиса. И если Москва в 2013 году влюбилась в митболы, то в других столицах мира гастрономическая мода не так однозначна.
Автор: Елена Малинова
Фото: StockFood; Larry Jacobsen/Flickr
Город

Мода на еду

Идея фестиваля самодеятельной еды принадлежит финнам — первый ресторанный день прошел в Хельсинки в мае 2011 года: тогда в городе на один день открылось сразу сорок поп-ап-ресторанов, в которых готовили еду обычные горожане. Теперь ресторанный день проводится регулярно раз в три месяца, и не только в Хельсинки. Ближайший — московский — состоится 16 ноября. Как и любой праздник уличной еды, это отличный шанс познакомиться ближе с главными гастрономическими тенденциями города, которые, равно как и архитектура или стиль в одежде, определяют лицо любого мегаполиса. И если Москва в 2013 году влюбилась в митболы, то в других столицах мира гастрономическая мода не так однозначна.
Автор: Елена Малинова
Фото: StockFood; Larry Jacobsen/Flickr

Москва: митболы

Московская мода на митболы — тефтели из мясного фарша — началась прошлым летом, когда в начале июля на 4-й Тверской-Ямской открылось кафе Meatball Company. Идею владельцы заведения привезли из Нью-Йорка — небольшое меню всего из нескольких позиций, вcе вертится вокруг классических мясных фрикаделек: сеты из трех любых митболов (из курицы, говядины или свинины) плюс соус и гарнир. Некоторое время спустя к ним добавились фрикадельки из баранины и сэндвич — тоже с митболами. Простая концепция — недорогая и качественная еда, которую можно взять с собой или быстро съесть на месте, — и москвичи выстроились в очередь, а само слово «митболы» быстро превратилось в мем. Четыре месяца спустя в Москве открылось второе специализированное кафе — Meatball Heaven на Никитской, к которому причастен преподаватель поварской школы Ragout Денис Крупеня.

Лондон: соленая карамель

В действительности соленая карамель — произведение французской гастрономии конца 1990-х, а точнее — выдумка кондитера Пьера Эрме, изобретателя пирожного макарон. Сначала, собственно, Эрме и придумал соленый макарон, а потом — шоколад с крупинками fleur de sel, специальной гурманской соли из Бретани. Затем сеть Starbucks на волне интереса высокой гастрономии к новому вкусу включила в меню горячий карамельный шоколад с солью — так соленой карамелью сначала переболел Новый Свет, а к концу нулевых мода на нее добралась и до Великобритании, где сейчас находится на пике. Сегодня в Лондоне буквально в каждом кафе готовят десерты со вкусом salted caramel: тарты, конфеты, мороженое, милкшейки — словом, все на свете. Соленый макарон тем временем можно найти в бутике Pierre Hermé (400 Oxford Street) и в конкурентной сети кондитерских Ladurée (71–72 Burlington Arcade).

Париж: стрит-фуд

Гамбургеры, тако, капкейки, дим самы, эмпанадас и прочий распростецкий джанк-фуд, продающийся с грузовичков, окончательно завоевал сердца парижан. Сегодня по улицам гастрономической столицы мира колесят не меньше пятнадцати вагончиков, к которым ежедневно выстраиваются очереди, причем целиком из местных. В La Cantine California делают лучшие в городе бургеры; в Mum Dim Sum — дим-самы с разными начинками, в том числе для веганов — с бобами эдамаме; в Glazed на Елисейских Полях торгуют ягодными и фруктовыми сорбетами с добавлением дорогого алкоголя — ликеров и виски. Еще один одиозный фургон — Le Camion Bol — готовит отличный «моментальный» вок и позиционирует себя как мобильный гастрономический ресторан.

Берлин: баббл-ти

Bubble tea — это горячий или холодный, зеленый или черный чай c добавлением фруктов, сливок, йогрута и, главное, разноцветных лопающихся шариков из маниоки. Напиток был придуман на острове Тайвань в далекие 1980-е, но, как и в случае с соленой карамелью, популярным стал благодаря Америке. В 1990-е годы Лос-Анджелес пережил настоящий бум баббл-ти, а в 2010-м он появился в Европе, в том числе в Германии. Немцы полюбили его настолько, что в 2012-м включили в меню McCafé. Год спустя баббл-ти в Берлине стали готовить повсеместно, а компания BoboQ, под брендом которой по всему городу растут как грибы после дождя специализированные чайные, активно занимается пропагандой аутентичного напитка и борьбой с макдональдсовским упрощенным аналогом. Кроме традиционного топпинга из маниоки в BoboQ используют наполнитель из фруктового желе и шарики из морских водорослей, наполненные свежим соком, которые приятно лопаются на языке.

Нью-Йорк: бургеры Shake Shack

Shake Shack — это сеть палаток с бургерами, экспериментальный проект известного нью-йоркского ресторатора Дэнни Мейера. И настолько удачный, что эти самые бургеры уже спустя год после открытия первого павильона в Мэдисон-сквер-парке были признаны New York Magazine лучшими в городе, а чуть позже удостоились упоминания в книге Хестона Блюменталя. Ажиотаж вокруг Shake Shack был настолько велик, что на сайте закусочной в какой-то момент появилась живая камера, с помощью которой можно было следить за очередью, — а очереди часто были многочасовые. Shack Cam существует на сайте по сей день, несмотря на то что Shake Shack уже давно превратилась в сеть (а с 2011 года компания стала открывать свои точки за рубежом). Хорошая новость заключается в том, что в декабре 2013-го откроется первая закусочная Shake Shack в Москве, по адресу Арбат, 38. Кроме знаменитых чизбургеров и бургеров с говяжьей котлетой в меню будут хот-доги и флоаты — не менее популярные коктейли с газировкой и мороженым.

Милан: аперитив

Миланский аперитив — особенный гастрономический жанр, у которого имеется автор — Виничио Вальдо, владелец бара Roialto — и точное время начала: половина седьмого вечера. В это время бары, бистро, рестораны, кафе и даже продуктовые лавки по всему городу выставляют на свои стойки бесплатные закуски — иногда простые (например, хлеб, оливки, а также прошутто и прочее мясо), а иногда и замысловатые вроде тарталеток с хитрыми начинками из рыбы и морских гадов, как в ресторане Da Claudio. Эти закуски предлагают тем, кто по вечерам заходит в бар на несколько минут выпить бокал-другой и встретиться с друзьями, — традиция, существовавшая в Милане годами, благодаря Вальдо стала настоящим городским достоянием 2013-го. Буфеты, которые устраивают заведения для «миланского аперитива», становятся все интереснее, а в самых знаменитых точках — вроде Radetzky Café или Kitchen Society — уже к семи вечера невозможно найти свободного места.

Больше в категории Город:
Показать больше